Инклюзия это плохо или хорошо? К такому вопросу подвел меня пост в Facebook. К примеру, дано: среднестатистическая школа в российской глубинке. В одном из классов 32 ученика. Настя со способностями выше среднего, отличница. Даша — с нарушением слуха, Маша — слепая, Наташа — у которой синдром Дауна. Сережка с Лёхой — гиперактивны, любители хулиганить и срывать уроки. Катя с Олей — имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Их — 32, напомню, а учитель один. И, желательно, что бы за 45 минут урока он на каждого обратил внимание: владел рельефно-точечной системой Брайля, жестовой азбукой и еще чем-нибудь адаптирующим и корректирующим. Одним словом, такой современный робот-всезнайка. Не реально это, потому что у него всего две руки, два глаза и один язык!
Представим себя на месте мамы отличницы насти. Лично я не желала бы подобного расклада. И не потому, что мне не нравятся остальные дети. А потому, что на тех детей учитель будет чаще отвлекаться на уроке и даст значительно меньше нового материала.
Вариант два. Представим себя на месте мамы незрячей Маши. Маша — интеллектуально развита, но ей необходимо описывать письменно или голосом всю визуальную информацию, которая доступна остальным детям в классе. А если кроме слепой дочери в классе еще 31 человек, делать это чрезвычайно сложно.
Я уже писала об однокласснике своей младшей дочери. У мальчика ДЦП, он с трудом передвигался, ему сложно было преодолевать ступени лестниц. Но мальчишка тянулся к детям, с огромным желанием приходил на уроки. А к седьмому классу у ребенка сформировалась стойкая ненависть к окружающему миру. Школьное окружение жестоко обошлось с парнем и у мальчишки выработалась реакция на жестокость.
На мой взгляд, ребенок должен обучаться в аналогичной среде. Слабовидящий — с теми, у кого подобные проблемы. Слабослышащий — с теми, у кого аналогичное заболевание. Учитель, как правило, ориентируется на среднестатистического ученика. А ученик с особыми потребностями будет занимать дополнительное время для получения информации на уроке. Это не плохо. И это не хорошо. Это реальная данность, тормозящая процесс познания.
Я за специализированные классы. Специализированные школы. Но после школы ребенок не должен быть заложником только своего окружения. Ему необходимо дать понять, что мир многогранен. И его окружают различные люди: видящие и слепые, слышащие и глухие и так далее.
Как-то так случилось, что мы от одной крайности обожаем вдаваться в другую. Говорим об инклюзии, и в то же самое время существуют интернаты для незрячих детей, в которых детей не выпускают ни под каким предлогом за ворота школы. Говорим о самостоятельности и в то же время губим на корню эту самостоятельность. Говорим, что инклюзия — это наше всё и в то же время очерчиваем вокруг ребенка с ОВЗ запретный круг, загоняя его в рамки комнаты после уроков.
И что же всё-таки лучше или что хуже? На мой взгляд, здесь должен быть индивидуальный подход.