И. Латкина
Ниже опубликую текст письма, с которым обратился общественный совет по работе с собаками-проводниками Региональной Организации Всероссийского Общества слепых г. Санкт-Петербурга.почему решила ознакомить сообщество с текстом обращения? Тема весьма серьёзная. Обращение своевременное, особенно в свете того вопиющего происшествия, которое выявлено в нашем Санкт-Петербурге. Что за происшествие? Расскажу.
Некий, недавно ослепший гражданин получил собаку-поводыря вопреки здравого смысла. Почему вопреки? Да потому, что во-первых, у мужчины нет собственного места жительства, он снимает жильё. Во-вторых, этот индивид глубоко бухающий. И вот для чего такому было давать собачку в качестве поводыря?
Итог всего выше сказанного? Этот гражданин просит милостыню у горожан и гостей города вместе с собачкой. Беднягу собачку, истощенную изъяли у слепого владельца.
Вот так, инвалиды по зрению, нуждающиеся в помощи поводыря ожидают очереди. А такие, с позволения сказать, бессовестные люди, извлекают выгоду для своей прихоти собрать денег на выпивку. Результат этого? Затраченные средства на обучение собачки-поводыря попали в недобросовестные руки. После подобного отношения к средству реабилитации, собачка вряд ли сможет служить в качестве помощника инвалида по зрению, даже если передать её в надежные руки. В письме конкретно по пунктам, описаны все предложения. Надеюсь, что их поддержат и другие заинтересованные незрячие.
Ниже привожу полностью текст письма.
***Здравствуйте!
Мы, Общественный Совет по работе с владельцами собак-проводников Региональной ОРганизации ВОС Санкт-Петербурга обращаемся к Вам с просьбой о рассмотрении предлагаемых вариантов решения следующих вопросов:
На текущий момент на территории Российской Федерации существует 9 объединений владельцев собак-проводников, включая Наш
Совет, которые столкнулись с колоссальным правовым пробелом, касающимся передачи, содержания и ветеринарного обслуживания собаки-проводника как технического средства реабилитации. А в тех регионах, где нет подобных объединений, владельцы решают создавшиеся проблемы в одиночку.
Само обозначение собаки-проводника как технического средства реабилитации противоречит тем правилам, которые применяются к другим ТСР.
Если прочие ТСР инвалид может спокойно перепродать или подарить (и это не редкость), выбросить за ненадобностью или в случае поломки починить, то с собакой-проводником не все так просто.
Собака-проводник — это единственное живое средство реабилитации, которое должно иметь особый статус и более усложненную процедуру передачи или выдачи, а также жесткий контроль за его использованием и содержанием.
1. К сожалению, не редки случае, когда собака-проводник передается инвалиду, который не прошел стандартные курсы реабилитации в соответствующих реабилитационных центрах, что в свою очередь приводит к тому, что со временем собака превращается в обычного домашнего любимца, теряя свои рабочие качества, либо используется не по назначению (попрошайничество) и пр., а, значит, средства, которые заложены на нее в бюджет, используются не по назначению.
Наше предложение. При подаче пакета документов на оформление заявки на получение собаки-проводника в ИПРА обязательно должна быть отметка о том, что нуждающийся инвалид прошел курсы реабилитации пространственного ориентирования и бытовых навыков.
Также должен быть приложен акт (справка) проверки жилищно-бытовых условий инвалида. Проверка может быть возложена либо на объединения Владельцев собак-проводников, либо на Региональные Организации ВОС.
2. Если собака-проводник не достигла 4-летнего возраста, а ее владелец умер или больше не в состоянии содержать такую собаку, после подачи соответствующего заявление в ФСС выплата ежегодной денежной компенсации прекращается, а собака возвращается в Российскую школу подготовки собак-проводников для реабилитации и передачи другому инвалиду по зрению.
3. Если возраст собаки-проводника достиг 4 и более лет, такая собака пристраивается в волонтерскую семью или по желанию родственников инвалида (соответствующее заявление прилагается) передается на пожизненное содержание как обычное домашнее животное.
4. В случае факта нецелевого использования собаки-проводника и ненадлежащем ее содержании, подтвержденного соответствующим доказательным обращением в ФСС, выплата ежегодной денежной компенсации преостанавливается, а по данному факту создается экспертная комиссия, в состав которой может входить представитель ФСС, представитель РОВОС, член Нашего Совета, (состояние здоровья собаки подтверждается ветеринарным свидетельством, выданным Государственной ветеринарной службой). На основании проверки факта обращения выносится соответствующее решение.
5. Возникают ситуации, и в Нашем регионе их две, когда собака-проводник, в силу возраста утратившая свои рабочие качества, остается на попечении инвалида, уже не являясь ТСР, поскольку инвалид по зрению получает новую молодую собаку. Ежегодная денежная компенсация на содержание и ветеринарное обслуживание выплачивается только на молодую собаку, и этой суммы явно недостаточно для содержания двух животных.
СОбака-проводник — живое ТСР и его нельзя просто выбросить за ненадобностью, как любое другое ТСР. Получается, что владелец этой собаки вынужден содержать и лечить ее до последнего. Далеко не каждый инвалид может себе такое позволить.
Вариантом помощи инвалиду по зрению может быть ежегодная денежная компенсация на содержание и ветеринарное обслуживание собаки-проводника, утратившей рабочие качества. Как доказательство данного факта может быть соответствующая справка, выданная Государственной ветеринарной службой и приложенная к общему пакету документов при подаче заявления.
Еще одним решением этой проблемы может быть предоставление в ФСС товарных и кассовых чеков, собранных за год. Таким образом, размер ежегодной денежной компенсации может равняться фактическим расходам инвалида по зрению , затраченным на содержание и ветеринарное обслуживание старой собаки.
6. Согласно договору, который заключается между инвалидом и школой, инвалид имеет право вернуть собаку-проводника в школу подготовки в первые полгода после передачи, в случае болезни собаки, несовместимой с ее предназначением.
Этот пункт как раз и противоречит условиям использования любого ТСР.
Любое другое ТСР инвалид может, не зависимо от срока эксплуатации, сдать в ремонт или заменить в случае невозможности восстановления, чего не скажешь о собаке-проводнике. Инвалид вынужден пожизненно лечить собаку, продолжая ее использование, затрачивая гораздо большие средства, чем может покрыть ежегодная денежная компенсация.
На сегодняшний момент процесс возврата в школу собаки невозможен. Да и замена-выдача нового ТСР не происходит так быстро, как бы хотелось.
Просим вернуть возможность возврата больной собаки в школу с последующей ее заменой вне общей очереди, как это было раньше.
7. Согласно приказу Минтруда России от 13.02.2018 № 85Н ред. от 06.05.2019 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 № 50602), пункт № 14 «Собаки-проводники с комплектом снаряжения» передаются и подлежат замене на срок не менее 5 лет.
Путем несложных подсчетов получается, что: в среднем собака-проводник передается инвалиду в возрасте 1,3 — 2 лет;Если прибавить к этому возрасту те 5 лет, которые отвело Министерство труда, то получаем возраст собаки 6 — 7 лет соответственно.
Каждый инвалид, использующий данное средство реабилитации, подтвердит, что этот возраст является самым рабочим. Таким образом, если предположить, что инвалид заменит собаку на новую, старая собака не подлежит передаче новому владельцу в силу возраста, но оставаясь еще полностью работоспособной, остается проживать у инвалида, то есть фактически на его попечении.
К сведению, приблизительно после 9-летнего возраста собака начинает терять свои рабочие качества, болеть, а иногда и погибать.
Поэтому, просим вернуть срок замены на «не менее 8 лет», как это было до мая 2019 года.
Председатель Совета — Пелешева А.О.