Рубрики
Публикации

Слепые тоже хотят заказывать продукты на дом

И. Латкина

Человеку без зрения или с минимальным зрительным остатком, трудно ориентироваться в нынешнем море информации, связанным с изобилием товаров, различных нововведений, разнообразием цен. И, конечно же существуют определенные трудности ориентировки в торговых залах супер и гипермаркетов.

Но современные технологии предлагают незрячему человеку альтернативу – это заказ и доставка домой продуктов питания и товаров первой необходимости из магазинов города.

Люди с визуальными нарушениями точно так же, как и все остальные жители города пользуются ПК и современными мобильными устройствами, имеющими сенсорный экран. Отличие заключается в том, что одни из них могут видеть содержимое экрана, а другие используют специальные программы, преобразующие текст в речь.

Следовательно, чтобы незрячий человек смог самостоятельно оформить доставку продуктов на дом, необходимо одно условие, а именно – доступность контента. Доступность заключается в озвучивании всех визуальных элементов экрана. Как известно, заказать доставку на дом возможно двумя способами. Первый – на ПК, открыв соответствующую веб-страницу. Второй — на смартфоне из установленного приложения.

Первый способ – заказ через браузер на ПК, отнимает больше времени, чем заказ из приложения на смартфоне. Интерфейс веб-страниц на ПК переполнен графикой, иллюстрациями, а они приводят к зависанию программ, преобразующих текст в речь. Доступность веб-страницы того или иного магазина зависит от нескольких факторов, в том числе и от браузера, который использует незрячий человек. некоторые сайты предлагают ввести при регистрации код с картинки, что так же недоступно сделать человеку без зрения. Анимация, всплывающие банеры, контексная реклама – все это своеобразные «враги» программ, преобразующих текст в речь на ПК.

Не лучше обстоят дела с приложениями на смартфонах. И так, как я обучаю незрячих людей смартфонам на двух операционных системах, а именно: Android и iOS, то буду говорить о доступности приложений на тех и других устройствах.

22 июня 2019 года на одной из площадок голосового чата, где общаются и проходят различные обучающие семинары люди с инвалидностью по зрению, я провела вебинар для незрячих владельцев смартфонов с тех пор мало что изменилось в плане доступности приложений.

Невозможно, как и прежде, без помощи зрения пройти регистрацию в приложении сети «Окей» на ОС iOS. Android-устройства в этом плане радуют доступностью. Собрать корзину лично мне проще на ОС Android, но вот с оформлением заказа возникает проблема.

Приложению «Igooods» на Android можно поставить пять баллов, чего не скажешь о нем на iOS. После получения заказа нам предлагается оценить закупщика и курьера, но сделать этого без зрения невозможно. Однажды, на свой страх и риск поставила оценку, она оказалась единицей. Оперативно получаю письмо с просьбой объяснить, что не понравилось. Объяснила, что без зрения невозможно поставить оценку ни закупщику, ни курьеру.

Люди со зрением активно используют приложение «Самокат». Это доставка продуктов из ближайшего магазина, выполняется в течение 15 минут со времени подачи заказа. Но приложение не озвучивается ни на одном устройстве. Обращалась в службу поддержки, ответ получила положительный, но воз и ныне там.

Доставка из сети «Пятерочка» во-первых, доступна только в Москве, а во-вторых, незрячий пользователь смартфона не сможет воспользоваться приложением.

Буквально на днях установила для тестирования приложение «СберМаркет». Легко зарегистрировалась на Android-устройстве, на iOS – возникли проблемы с заполнением адреса. Дальнейший выбор продуктов в «СберМаркет» на Android завел в тупик. Можно выбрать раздел, к примеру, хлебобулочные продукты. Доступен выбор: хлеб, сладости, хлебцы и так далее. Выбираю хлебцы: они тоже подразделяются на гречневые, рисовые, льняные и т.д. Выбираю хлебцы гречневые, их 4 вида и на этом доступность завершается. Что это за товар и какова цена, и как его положить в корзину?

Протестировала еще одно приложение: «ШефМаркет». С первого же шага наткнулась на странности поведения смартфона. Открываю приложение и вдруг смартфон в руках стал активно вибрировать. Закрывать не спешу. Вибрация завершилась и появился один озвучиваемый пункт «Москва». Страничка зависла, похоже, что мешала анимация. Активирую озвучиваемое слово «Москва», всплывает окно с городами: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Раза три пришлось потыкать в название своего города, пока оно стало активным. Ввела свой номер телефона, добавила код из смс, открылась страничка. Предлагаются рецепты по разделам, в разделах можно ознакомиться с пошаговым приготовлением блюд. Никак не смогла наполнить корзину продуктами для выбранного блюда. Но когда заглянула в корзину, оказалось, что наполнила ее на 3600 рублей! И не смогла определить без зрения, чем же наполнила корзину.

Очень хочу, чтобы эту статью прочитали именно те, кто разрабатывает и обновляет приложения. О доступности в последние годы много говорится, разработаны и переведены на русский язык ГОСТы этой самой доступности. Дело замалым: воплотить в реальность доступность приложений. Потому что для слепого человека интернет-заказ продуктов – это жизненная необходимость.

#доступнаясреда #доступностьслепым #приложение #смартфонслепым

Добавить комментарий