распространение коронавируса и режим самоизоляции внесли коррективу в нынешнюю повседневность. образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. Возникли многочисленные вопросы — на сколько доступна дистанционная форма обучения взрослых людей, лишенных зрения.
В основе дистанционного обучения лежит целенаправленная самостоятельная работа обучающегося, которая организуется и контролируется педагогом.
Дистанционное обучение предполагает наличие у обучающегося повышенного уровня мотивации. кроме того, необходимо стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности. При этом нужно учитывать, что основной контингент желающих получить базовые знания взаимодействия с новым для них сенсорным устройством, это инвалиды по зрению старшей возрастной категории.
Опыт преподавания показывает, что более половины поступающих изучать курс, не знакомы с основами ПК.
Для дистанционного обучения по программе дополнительного образования
«Основы взаимодействия незрячих пользователей с сенсорными устройствами на базе операционных систем iOS и android» необходимы следующие условия:
— Обучаемый должен иметь ПК;
— должен уметь включить ПК, запустить Skype» или «Timtalk»;
— должен уметь ответить на входящий звонок Skype, что бы присоединиться к конференции, созданной педагогом для проведения дистанционного занятия;
— если занятия проводить с использованием голосового чата на платформе «Timtalk», то здесь от обучаемого требуются более глубокие знания ПК;
— Иные платформы использовать вообще нецелесообразно.
Для начала дистанционных занятий обучаемый должен:
— Знать модель своего смартфона;
— иметь смартфон с запущенной голосовой программой talkback или Voiceover (если это устройство iOS);
— Смартфон должен иметь sim-карту;
— Смартфон должен быть подключен к домашней сети Wi-fi либо должен быть мобильный интернет;
— Должна быть регистрация в Play market или App Star (в зависимости от наличия операционной системы смартфона, имеющегося у обучаемого);
— Запрещается установка разблокировки экрана по отпечатку пальца, паролю, pin-коду или Face ID.
Если один из этих пунктов не будет выполнен, возникнут проблемы, которые преподаватель не сможет решить дистанционно.
Следующая важная часть обучения – правильная постановка руки и отработка жестов под контролем преподавателя. моя практика показала, что обучаемый не всегда правильно выполняет основные навигационные жесты и нуждается в их корректировке с помощью тифло приёма «рука в руке», что не реально выполнить в условиях дистанционного обучения. Следовательно, телефон обучающегося не будет адекватно реагировать на жесты и постукивания. А это осложнит изучение последующих тем.
Если обучаемый дистанционно освоит жестовую навигацию на экране сенсорного устройства, то все последующие темы ему будут доступны.