Вот уже второй месяц ко мне на занятия приезжает замечательная пара: слепоглухой ученик и его четвероногий друг. Вячеслав, хозяин собачки поводыря, изучает смартфон. А его верный друг отдыхает в укромном уголке кабинета. Три раза в неделю они преодолевают путь из загородного дома в центр города. Ранним утром спешат к платформе, едут электричкой, потом троллейбусам и пешком.
Пока верный друг отдыхает, хозяин освоил специальные программы для незрячих, которые помогут в его жизни прочитать любую инструкцию, найти нужный документ, определить купюру, сфотографировать и распознат фотографию. Теперь он сможет написать электронное письмо, поделиться видеороликом с друзьями. У него появилась страничка в ВК, и за это короткое время Вячеслава узнали и попросились в друзья 32 человека! Это те, с кем Вячеслав учился. Соцсеть ВК — это не предел мечтаний! На днях освоили Instagram. Вячеслав — активный жизнелюб. Кроме занятий, он приезжает в бассейн, занимается спортом, участвует в соревнованиях вместе со своим четвероногим другом.
Вячеслав поделился видеороликами, где мы увидим сразу двух его хвостатых помощников.
А что мы знаем об этих замечательных тружениках?
Ниже будет небольшой экскурс в историю.
Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году. Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света. Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один — в Италию, а еще один — в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей. Собак-поводырей, или проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.