Рубрики
Публикации

Слепой и зрячий. Этика общения

Общение — это врождённая потребность человека. Зрячие должны уметь общаться с незрячими. А для этого и тем, и другим необходимо знать определённые правила, основанные на доброжелательности и взаимоуважении.

Инвалида по зрению вы узнаете по белой трости. Кроме слепых, белую трость используют и слабовидящие, чтобы гарантировать безопасность своего передвижения или чтобы другие люди знали об их трудностях, вызванных плохим зрением.

-В коллективе не изолируйтесь от слепых.

-Делитесь с незрячим увиденным, не отказывайте ему в общении.

-Когда вы обращаетесь к инвалиду по зрению, прикасайтесь рукой к его плечу или называйте его по имени. Иначе он не знает, что вы разговариваете с ним.

-Спрашивайте, нужна ли инвалиду ваша помощь. Если помощь не нужна, то не навязывайте её.

-Когда вы хотите проводить инвалида по зрению, предлагайте ему взять вас за руку. Удобно ходить, если вы идёте впереди, а инвалид по зрению держит вас за руку (выше локтя). -Представляя слепого зрячему и наоборот, подскажите, в какую сторону он должен повернуться.

-При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Обычно инвалид по зрению хорошо слышит.

В разговоре с незрячими не избегайте выражений, основанных на визуальных впечатлениях. Также избегайте выражений «пощупайте», «я отведу Вас». Лучше будет: «посмотрите», «я схожу с Вами» и т.п.

Если даёте слепому в руку что-то для ознакомления, не избегайте слова «посмотри», не удивляйтесь, если незрячий Вам скажет: «Я это уже видел».

-Когда вы рассказываете, где какое-то место находится, употребляйте слова «справа», «слева», впереди» и т.д. Слово «там» ничего не означает для незрячего человека.

-Слепые чувствительнее, чем зрячие, реагируют на беседы, поэтому в разговоре с ними больше внимания необходимо уделять своему голосу, отражающему ваше настроение. С незрячими говорите как обычно.

-Избегайте разговоров о слепоте из любопытства. Многие незрячие не любят рассказывать о причинах слепоты, о своих переживаниях по этому поводу.

-Находясь со слепым, не выставляйте его «напоказ».

-Если вы заметили, что незрячий проявил интерес к внешности того или иного человека, старайтесь обрисовать её доходчиво и тактично по отношению к тому человеку, к которому проявлен интерес.

-Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включённом свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включённым или выключить его.

-Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений только с помощью мимики и жестов. Слепой замечает это и чувствует себя исключённым из общения.

-При встрече со слепым, если считаете, что он не узнал вас, поприветствовав его, назовите себя. Не предлагайте: «А ну-ка, узнайте меня!»

-В шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко.

-Имейте в виду, что для инвалидов по зрению важен строго установленный порядок на рабочем месте, в цехе, на территории.

-Вещь, документ, записку, деньги необходимо подать незрячему в руки, за исключением тех случаев, когда он сам говорит, куда это надо положить. Иначе слепой много времени потратит на поиски.

-Если это необходимо, деликатно помогите незрячему советом по улучшению его осанки, внешнего вида, протезированию глаз, подбору очков и т.п.

-Если обнаружите какой-либо дефект или погрешность в одежде незрячего, не стесняйтесь, обратите на это его внимание.

-Не оставляйте в проходах тележки, ящики и другие предметы, которые могут помешать ориентировке и передвижению слепых.

-В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми.

-Необходимо информировать незрячего об изменениях в окружающей среде: переставлена мебель (на работе или дома), перекопы на территории, закрытие улиц и т.п.

-Читающий зрячий является «глазами» слепого. Он внимательно читает всё: названия, даты, комментарий, документы — от заголовка до конца, ничего не пропуская, не объясняя редко употребляемые или иностранные слова. Если будет необходимо, незрячий сам попросит об этом. Читающий должен воздерживаться от комментариев прочитанного.

-Когда читаете письмо или какой-нибудь документ, не надо для убедительности давать незрячему его потрогать.

-Не заменяйте чтения пересказом содержания. Это особенно относится к документам, под которыми незрячий должен поставить свою подпись. Помните, что инвалидность не освобождает слепого от ответственности, установленной законом.

-Самым деликатным является чтение личной корреспонденции незрячего. Если слепой просит дальше письмо не читать, считая, что это сделает кто-то другой, читающий тут же должен отдать его.

-Читающий не должен распространять содержание прочитанного в корреспонденции незрячего.

-Если слепой обратился к вам за помощью по вопросу, носящему интимный характер (посещение врача, сберкассы; чтение письма), вы обязаны хранить это в тайне.

-Если хотите ознакомить незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руку по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, создайте такие условия, чтобы незрячий мог свободно потрогать его руками.

-Зрячий обнаружил, что слепому необходимо взять конкретный предмет, но сделать он этого без посторонней помощи не может, или незрячий сам попросил о помощи. В таком случае не следует брать руку слепого за кисть с тыльной стороны запястья, тянуть его к предмету и рукой слепого брать предмет. Лучше самому подать предмет или навести руку слепого на него. Из этого правила, в зависимости от обстоятельств, могут быть исключения.

-Когда показываете изделия, предметы, всегда разрешайте инвалиду по зрению щупать их.

-В условиях «шведского стола» надо всегда информировать незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу. -Необходимо обратить внимание на желаемое количество.

-В столовой, кафе, ресторане всегда прочтите незрячему меню.

-Не предлагайте слепому ложку, когда требуется вилка, сверхпрочные массивные вещи, небьющуюся посуду и т.п.

-Не давайте незрячему столовые приборы в руки, не кладите их и в его тарелку. Он всё это найдёт сам. Информируя слепого о содержимом тарелки, пользуйтесь схемой циферблата, которая известна незрячему: 9 — мясо, 12 — картофель, 6 — горох, 3 — огурцы и т.п.

-Если в тарелке большой кусок мяса, спросите незрячего, не хочет ли он, чтобы мясо порезали. Если да, то порежьте на мелкие кусочки, какие сами отрезаете себе при еде.

-Если незрячий курит, предложите ему отдельную пепельницу.

-В новой обстановке незрячему необходимо показать, где находится туалет. Показать кабину, умывальник.

-Если вы увидите инвалида по зрению, например, в магазине, где приходится стоять в очереди, подскажите ему, кто в очереди последний.

-Сообщите инвалиду по зрению, когда подходит его очередь.

В магазинной сутолоке слепому очень трудно сделать нужную покупку. -При оказании помощи постарайтесь создать такие условия, чтобы он мог свободно, не спеша, выбрать необходимую вещь (пальто, костюм и др.), примерить. Обратитесь за советом к продавцу.

-Рассказывайте инвалиду по зрению, каковы цены и качество продукции, так как он не может прочитать эту информацию. Сообщите также о скидках.

-При расчёте со слепым продавец, отдавая сдачу, словами информирует незрячего, сколько и какими купюрами он даёт. Если этого не сделал продавец, тогда информирует провожающий.

-Подавайте инвалиду по зрению деньги в руки и при этом говорите, в каком порядке лежат бумажные купюры. Товары тоже нужно давать в руки, а не складывать их на прилавок.

-Общаясь с инвалидом по зрению, помните, что это обычный человек.

Каждому из нас иногда нужна помощь. Самое главное во всём общении — это гуманность и чуткость к потребностям и мыслям другого человека.

Добавить комментарий